Международная торговля и торговая политика
В ходе развития международной торговли происходят изменения в ее товарной структуре. В основе этого процесса лежит ряд факторов: НТР, структурные сдвиги в производстве, рост доходов в разных странах и т.д.
Помимо торговли товарами быстро развивается и торговля услугами. Напомним, что Услуга — трудовая целесообразная деятельность, результаты которой имеют полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товарами:
- услуги производятся и потребляются (в отличие от товаров) в основном одновременно и не подлежат хранению, поэтому большинство услуг базируется на прямых контактах между их производителями и потребителями;
- международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами (особенно наукоемкими). Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынка и кончая транспортировкой товаров;
- торговля услугами тесно взаимодействует с международным движением капитала и рабочей силы.
Международный рынок услуг развивается более быстрыми темпами по сравнению с рынком товаров. Для двукратного увеличения услуг потребовалось всего семь — восемь лет, а для подобного расширения рынка товаров — 15. Доля экономически развитых стран в торговле услугами составляет примерно 80%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы приблизился к 30%.
Как правило, выделяются факторные услуги, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы и нефакторные услуги (транспорт, путешествия, образование и т.д.), которые не связаны с дивжением факторов.
предыдущаяследующая