Меню

Дополнительно




Для справки

Международная торговля и торговая политика

По мере развития внешней торговли и углубления международной специализации на основе использования эффекта масштаба происходит относительное снижение цен на экспортируемые товары. Торгующие страны получают выигрыш от участия в международной торговле по мировым ценам.

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба приводит к изменениям в рыночной структуре экспортоориентированных отраслей. При этом различают внешнюю и внутреннюю экономию на масштабе. Внешняя экономия на масштабе предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остает ся неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции.

Внутренняя экономия на масштабе предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. Это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены. В мировой экономике господствуют олигополии, которые особое значение придают неценовой конкуренции, за счет которой стремятся увеличивать рыночные доли и объем прибыли.

Другая альтернативная теория, созданная Р. Верноном, связана с жизненным циклом продукта, который охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции и производство ее носит мелкосерийный характер, требует высококвалифицированного труда. Производитель занимает монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта попадает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны; продукт становится более стандартизированным, увеличивается конкуренция — между производителями и расширяется экспорт.

На стадии зрелости — крупносерийное производство, не требующее высококвалифицированного труда. Товар перемещается в развивающиеся страны, где имеется дешевая рабочая сила.

На стадии упадка заметно снижение спроса на продукт в результате появления нового продукта. Сокращается производство, рынок сбыта концентрируется преимущественно в развивающихся странах.

предыдущаяследующая