Меню

Дополнительно


Предпринимательство. Теневая экономика

В действительности любая экономика, особенно переходная экономика России, представляет собой сложное переплетение легальных, полулегальных и нелегальных отношений. Теневая экономика существует практически во всех странах мира. Масштабы теневой экономики различны от страны к стране и в индустриально развитых странах как правило не превышают 10-15 % (наименьшую долю в 1997 году теневая экономика составляла в Швейцарии 7,8 % ВВП, наибольшая среди стран РОЭСР была в Италии 27,2 %), тогда как в развивающихся странах и странах с переходной экономикой эта доля значительно выше (Так в Нигерии доля теневой экономики по некоторым оценкам доходила до 76 % ВВП, а наибольшую величину в постсоветских республиках теневая экономика составляла в Грузии — 63 %, по данным этого же источника1 в России величина теневой экономики составляла 41 % ВВП). Общие причины существования теневой экономики следующие:

  1. кризисное или депрессивное состояние национальной экономики, которое порождает рост безработицы и обуславливает расширение малого предпринимательства и самостоятельной занятости, где развиваются теневые отношения;
  2. характер государственного вмешательства в экономику. Предполагается, что удельный вес теневой экономики находится в прямой зависимости от трех факторов — степени государственного регулирования, уровня налогообложения и масштабов коррупции;
  3. открытие экономики влечет за собой обострение конкурентной борьбы на внутреннем рынке. Это побуждает снижать издержки как легальными, так и нелегальными способами;
  4. наличие институциональных ограничесний на рынке труда (минимальная заработная плата, необходимость вылачивать социальные отчисления) ведут при использовании всех легальных правил к высокой себестоимости в отдельных видах деятельности и экономической неэффективности официальной занятости. Другими словами, предприниматели, следуя букве закона, не смогут обеспечить даже минимальной прибыли и вынуждены либол отказаться от бизнеса, либо уйти в теневой сегмент рынка.
предыдущаяследующая