Фискальная политика. Государственный бюджет
Нужно заметить, что неоклассическая школа признает в качестве автоматического стабилизатора только потребление, так как в неоклассической концепции совокупный спрос не зависит от фискальной политики.
Таким образом, фискальная политика предполагает манупулирование доходной и расходной частью государственного бюджета. Вообще, в широком смысле слова, под бюджетом понимается соотношение между доходами и расходами участника экономической системы, фактически баланс между доходами и расходами, в течение определенного периода. Как уже отмечалось в разделе «Микроэкономика», бюджет может существовать и для домохозяйств, и для фирм. В рамках настоящего раздела речь будет идти о бюджете государства.
Государственный бюджет — баланс доходов и расходов государства, а сововкупность бюджетов всех органов власти, действующих на территории данной страны образуют бюджетную систему. Конкретный вид бюджетной системы того или иного государства зависит от государственного устройства, в России, являющейся федеративным государством, бюджетная (как впрочем и налоговая) система является трехуровневой и в конолидированном виде (в этом случае говорят также о «бюджете расширеного правительства») представляет собой совокупность федерального, региональных (субъектов федераци) и местных бюджетов. Бюджетные и межбюджетные отношения характеризуют финансовые отношения, возникающие между учамстнкиами рынка (фирмами и домохозяйствами) и государством по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназанченного для совместного потребления. Взаимоотношение между бюджетами в РФ регулируется в первую очередь Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Фунции бюджета многообразны и его можно рассматривать как средство реализации государственных функций. Функции бюджета также аналогичны рассмотренным в дальнейшем функциям налогов, и среди функций выделяются следующие:
- фискальная функция — связана с фомрированием доходной части бюджета и предусматривает аккумулирование и централизацию финансовых ресурсов на нужды государства с целью ыполнения им своих задач;
- регулирующая функция — заключается в ругулировании социально- экономчеких процессов в стране, более эффектинвой аллокации ресурсов;
- перераспределительная функция — ее роль предполагает перераспределение финансовых ресурсов в территориальном, отраслевом и персональном аспекте (от одних слоев населения к другим)
- контрольная функция, предполагает контроль государства за финансами государства, а также связанным с ним хозяйствующих субъетов, позволяет отрегулировать пропорации распределения средств и характер их использования.
Кроме вышеперечисленных функций выделяется также инвестиционная функция, функция стимулирования предпринимательства, антикризисная функция (что предполагается в рамках различых вариантов фискальной политики).
предыдущаяследующая