Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистская концепция).
Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.
Полезность — это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.
Различают общую и предельную полезность:
Общая полезность (total utility) — это совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность (marginal utility) — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу: .
Можно ли измерить полезность? Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности — ютиль.
В ординалистской концепции предлагается относительное измерение (товар А лучше товара B – A>B, товар А хуже товара В — A<B, товары А и В равнозначны — А=В), основанное на определении предпочтений потребителя.
Основами кардиналистской концепции являются:
1. Спрос определяется полезностью
2. Полезность имеет абсолютное измерение.
Рассмотрим свойства общей и предельной полезности.
Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ. Графически это выглядит так: