Меню

Дополнительно


Потребности, их экономическое содержание и классификация. Пирамида А.Маслоу. Закон возвышения потребностей.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей.

В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека — это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения — это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др.

Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам. Можно выделить следующие критерии классификации:

  • по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);
  • по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
  • по объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);
  • по возможности реализации (реальные, идеальные);
  • по сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);
  • по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу. Ее наглядная интерпретация — в виде «пирамиды Маслоу» — имеет пять уровней (см. рис. 2.1). Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Рис. 2.1. Пирамида потребностей А. Маслоу
предыдущаяследующая