Меню

Дополнительно


Кейнсианская концепция. Парадокс бережливости. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Мультипликатор автономных расходов

Y = C + S . Последние в свою очередь распадаются на хранение сбережений в виде активов приносящих доход и в виде ликвидных активов (наличности) S = B + M . Кроме того, в отличие от представителей классической школы Дж. М. Кейнс рассматривал сбережения как функцию не от процентной ставки i , а от размеров дохода, т.е. S = S(Y), равно как и потребление: C = C(Y). Такая зависимость вытекает из основного психологического закона. Анализируя процессы потребления и сбережения, Дж. М. Кейнс использует следующие понятия: средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.

  • Средняя склонность к потреблению (APC) — это отношение размеров потребления к величине дохода (доля дохода, идущая на потребление).
  • Средняя склонность к сбережениям (APS) — это отношение суммы сбережений к величине дохода (доля дохода, которая сберегается).
  • Предельная склонность к потреблению (MPC) — это соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода.
  • Предельная склонность к сбережению (MPS) — это соотношение между изменением величины сбережений и вызвавшим его изменением дохода.

Очевидно, что инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в данной отрасли, но и в сопряженных с нею отраслях. В свою очередь, изменения в этих отраслях порождают рост занятости, доходов и спроса в отраслях второго, третьего и так далее порядка (по степени удаленности от сферы первичного инвестирования). Возникает мультипликативный эффект. Суть его в том, что если в экономике увеличатся по какой-либо причине автономные расходы (например, связанные с техническим прогрессом, ростом населения, предельной склонностью к потреблению), то в результате совокупный спрос и национальный доход возрастают в большей степени. В теории Дж. М. Кейнса мультипликатор показывает, как влияет прирост инвестиций (государственных и частных) на прирост выпуска и доходов. Мультипликатор — это число, показывающее, во сколько раз нужно увеличить первоначальный прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост национального дохода. Величина мультипликатора зависит от того, какова доля потребления в доходе: чем выше склонность к потреблению, тем больше мультипликатор.

На основе статистических данных стало возможным выведение потребительских функций. Например, для США в период с 1929 г. по 1941 г. она имела следующий вид (в млрд. долл.): С = 47,6 + 0,73 Y . В ФРГ в середине 1970-х гг. потребительская функция имела вид (в млрд. марок): С = 102,76 + 0,64 Y .

В общем виде функция потребления имеет такой вид: С = C авт. + C(Y), где C авт. — уровень потребления домашних хозяйств, соответствующий ситуации, когда их текущий доход равен нулю (автономное потребление, т.е. не зависящее от дохода).

предыдущаяследующая

по ссылке