Меню

Дополнительно


Классическая концепция потребления и сбережений.. Интерпретация равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Закон рынков Ж.Б. Сэя. Классическая дихотомия

Следует заметить, что, по мнению представителей классической школы, иногда могут происходить чрезвычайные обстоятельства (войны, политические перевороты, засухи, крахи на фондовой бирже и т.д.), которые могут сдвинуть экономику от состояния полной занятости. Однако, когда это происходит, рынок автоматически корректирует экономику. Например, резкое сокращение производства и занятости приводит к снижению цен, заработной платы и процентных ставок, которые впоследствии влекут за собой увеличение потребительских расходов, рост занятости и расширение инвестиций. Избыток на любом из рынков — товаров, рабочей силы, инвестиционных ресурсов — вскоре исчезает, и в экономике устанавливается равновесие при полной занятости.

  • Классическая дихотомия.

В теории классической школы есть некоторые небесспорные утверждения, в частности, обычно отмечают уязвимость закона рынков Ж.Б. Сэя.

Во-первых, если обмен в экономике осуществляется не в виде бартерных сделок (Т–Т), а с использованием денег по формуле Т–Д–Т, то процесс купли-продажи распадается на два самостоятельных акта: продажу (Т–Д) и покупку (Д–Т). Ясно, что они могут отстоять друг от друга во времени, т.е. никто не может гарантировать, что полученные продавцами денежные доходы будут тут же истрачены на приобретение других товаров, подлежащих реализации.

Во-вторых, если при использовании денег некоторая их часть не будет направляться на покупки (т.е. станет сберегаться), то расходы на потребление окажутся недостаточными для закупки всей продукции и в экономике будут образовываться товарные запасы, которые в конечном итоге приведут к сокращению производства и установлению равновесия при неполной занятости.

Представители классической школы считали, что подобное развитие событий исключено. Прежде всего, деньги в их понимании — только технический инструмент обмена, поэтому хозяйствующие субъекты не стремятся обладать деньгами самими по себе (т.е. они в противоположность товарам не рассматриваются в качестве богатства). Если хозяйствующие субъекты продают товары или услуги за деньги, то затем они немедленно используют их для покупки других товаров и услуг, т.е. накапливать их незачем. Поэтому в классической макроэкономической модели равновесие складывается на трех рынках — труда, капитала и благ.

В результате формируется представление об экономике как о двух независимых друг от друга секторах — реальном и денежном. В этом заключается суть классической дихотомии, т.е. системы из двух функционирующих рынков — реального и денежного, которые рассматриваются как нейтральные по отношению друг к другу.

Реальный сектор — совокупность рынков, на которых объектами купли-продажи выступают рабочая сила (рынок труда), инвестиционные ресурсы (машины, оборудование, сырье, материалы) и потребительские товары и услуги (рынок благ).

предыдущаяследующая