Меню

Дополнительно




Для справки

Регулирование государством внешних эффектов

Первоочередная задача государства состоит в определении рынка прав и снижении трансакционных издержек. До тех пор пока такие права не выявлены, они не могут найти отражение в рыночных сделках. Неопределённость размытость подобных прав собственности является препятствием: в эффективной работе рыночного механизма.

В тех случаях, когда государство не располагает достаточными инструментами в определении прав собственности, либо они нечетки и противоре­чивы, общество прибегает к административному регулированию. Это прояв­ляется в установлении прямых запретов, требований к экономическим аген­там в определенных действиях. Например, устанавливаются предельные нормы промышленных выбросов в окружающую среду, стандарты. Практика показала, что такие административные методы позволяют сократить размеры внешних эффектов, но не способствуют оптимальному размещению ресурсов.

Другой способ регулирования экстерналий — это введение корректирую­щих налогов и субсидий. Налог на отрицательные экстерналии (налог Пигу) устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. И наоборот, корректирующая субсидия применяется в случае положительной экстерналии и приравнивается к предельной выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции. Следует заметить, что применение такого метода регулировки не столь эффективно, ибо сопряжено с высокими административным и трансакционными издержками. И, тем не менее, некоторые налоги и субсидии используют в практике государственного регулирования в некоторых странах.

Проблема внешних эффектов может решаться путём формирования и действия общественных обычаев, традиций, норм поведения, влияющих на поведение экономических субъектов. Эти способы используются в обществе для упорядочения и стабильности рынка прав

и формируются через воспитание, общественный контроль, общественное мнение, экономическое и правовое просвещение. В определённых ситуациях они ведут к корректировке поведения участников рынка, при которых издержки на устранение причин внешних эффектов оказывается меньше потерь, связанных с утратой репутации к таким средствам относятся золотое правило в бизнесе: «Честный бизнес выгоден», «Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы они поступали с тобой», «платить налоги выгодно».

предыдущаяследующая