Социальная цена монопольной власти
Социальная цена монопольной власти — это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти.
Сравним объем предложения и цену продукции на рынках чистой монополии и совершенной конкуренции при прочих равных условиях.
На конкурентном рынке P = MC. Заштрихованный треугольник А — это излишек потребителя, а заштрихованный треугольник В — это выигрыш продавца. Таким образом, общий выигрыш равен А + В.
На рынке чистой монополии P > MC . Выигрыш покупателя — А, выигрыш продавца — В. Совокупный выигрыш равен А + В. Из рисунка видно, что совокупный выигрыш уменьшается на величину, равную площади заштрихованного треугольника С.
В этом и есть сущность неэффективности монопольного рынка. Монопольное ценообразование является препятствием для осуществления взаимовыгодной торговли. Эти потери аналогичны потерям при введении акциза. И налоги, и монопольная цена вбивают клин между готовностью заплатить и издержками производства. Разница же здесь в том, что налоги получает бюджет, а монопольную прибыль — фирма.
Негативные последствия монопольной власти следующие:
- Q m < Q k — производит меньший объем продукции.
- Р m > Р k — назначает более высокую цену.
- Потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополистом. Имеет место х — неэффективность.
- Чистая монополия не стремится к снижению издержек. Имея монопольную власть, такая фирма идет по легкому пути, избегает частой и глубокой модификации продукции, отдельные изобретения нередко придерживаются и внедряются только при конкуренции. Поэтому с большим бизнесом связана тенденция к сдерживанию НТП и бюрократизации производства.
- Барьеры сдерживают эффективность использования ресурсов.
- Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, что чревато социальными конфликтами.