Меню

Дополнительно


Модель рынка чистой монополии

Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:

  • естественные, которые возникли по экономическим причинам;
  • искусственные, которые создаются институциональным путем.

Основные виды естественных барьеров:

  • экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия — это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
  • размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  • контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

Искусственные барьеры :

  • патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав — стимулирование творческой активности.
  • лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
  • нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.

Не следует преувеличивать силу монопольной власти. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией, т.е. в определенной мере она также ограничена в своих действиях:

  • условиями рыночного спроса
  • конкуренцией со стороны импорта
  • потенциальной конкуренцией в связи с появлением товаров-заменителей в условиях НТР
  • конкуренцией за бюджет потребителя со стороны других фирм, каждая из которых стремится занять как можно более существенное место в бюджете потребителя
  • антимонопольным законодательством, которое принято во всех развитых странах.

Таким образом, чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является крайней формой рыночной структуры. Чистая монополия, возникну на базе рыночной экономики, функционирует по законам рынка.

предыдущаяследующая