Меню

Дополнительно




Для справки

Международная торговля и торговая политика

Важное значение в стандартной модели имеет понятие взаимного спроса. Взаимный спрос — показатель, синтезирующий спрос и предложение и показывающий, какое количество импортного товара требуется стране, чтобы побудить ее продавать различные количества другого товара на экспорт.

Стандартная модель международной торговли является моделью общего равновесия в международной торговле. Общее (международное) равновесие — это одновременное уравновешивание спроса и предложения на товар во внутренней и международной торговле (на внутреннем и мировом рынке).

Теория общего равновесия в международной торговле предполагает определение условий торговли и выигрыша от внешней торговли. Соотношение экспортных и импортных цен определенного товара, страны в целом, группы стран характеризует условия торговли. Рост цен на экспортируемые товары по отношению к импортируемым приводит к повышению ее благосостояния, а понижение цен, наоборот, — к уменьшению.

Выигрыш от внешней торговли состоит из выигрыша от обмена, который возникает из-за наличия ценового запаса у страны в начале обмена, и из выигрыша от специализации, возникающий из-за сосредоточения усилий страны на выпуске товаров, по которым она имеет относительное преимущество. Этот выигрыш весьма неравномерно распределяется между различными слоями общества. Ощутимые выгоды от развития торговли получают потребители импортных товаров, которые продаются дешевле отечественных. Объем потребления увеличивается.

Дополнительные доходы получают производители экспортных товаров в связи с ростом их цен и объема производства, но проигрывают производители товаров, конкурирующих с импортом. Рост импорта более дешевых товаров вынуждает их отказаться от производства части продукции с высокими затратами, а также снизить цены на оставшуюся.

В современной мировой торговле произошли глубокие структурные изменения, которые невозможно объяснить с помощью классических теорий. В силу этого возникли альтернативные концепции. Одна из них — теория внешней торговли на основе эффекта масштаба (разработана П. Кругманом и др.).

Напомним, что эффект масштаба представляет собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.

предыдущаяследующая