Меню

Дополнительно


Основные этапы развития экономической мысли

Поздний меркантилизм уже связывал богатство с активным торговым балансом, при этом основной задачей экономической политики было обеспечить его за счет протекционистских мер. С этой целью поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции, активно развивались экспорноориентированные отрасли, запрещался ввоз прлодукци, если ее можно было бы произвости на территории данной страны. В этот же период впервые был упомянут термин «Политэкономия» (А, Монкретьен, 1615 г.)

Во Франции сформировалась школа физиократов во главе с Франсуа Кенэ (1694 — 1774), которая в противовес меркантилистам утверждала, что богатство создается не в торговле, а в производстве, а именно в сфере сельского хозяйства. Заслуга физиократов также и в анализе воспроизводства («Экономичсекие таблицы Ф. Кэне»), в создании концепции естественного порядка, в выработке лозунга экономического либерализма: „Laissez faire, laissez passer (Повзоляйте идти вещам своим ходом).

Дальнейший этап развития экономической науки связан с классической школой. Хотя отдельные ее элементы присутствуют в произведениях У. Петти(1623 — 1687), Пьера Буагильбера(1646- 1714), фундаментальные положения ее присутствуют в трудах шотландского социального философа и экономиста Адама Смита (1723 — 1790). Основное произведение Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Смит сумел понять и объяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходя из природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы в обществе. (концепция «невидимой руки»). Смит исходил из того, что люди руководствуются в экономической области индивидуальными корыстными интересами. Но преследовать свой интерес человек может только оказывая услуги другим людям, только предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Удовлетворение чужой потребности — залог достижения собственной цели. Люди помогают друг другу и одновременно способствуют развитию общества, хотя каждый из них эгоист и печется о собственных интересах. Помешать нормальному согласованию интересов общества и отдельного человека может отсутствие свободы, поэтому Смит выступает против всего, что её ограничивает, прежде всего — против вмешательства государства.

предыдущаяследующая