Меню

Дополнительно


Рынок товаров и его равновесие. IS — модель

Процесс формирования равновесия на рынке товаров может рассматриваться на разных уровнях, причем с известными оговорками ему можно дать единую графическую интерпретацию — так называемая «Модель Маршалла» или «Крест Маршалла» (см. рис. 1).

Равновесие рынка отдельного товара и динамики его параметров — цены, прибыли и объема товарной массы — представляет собой частичное равновесие (т.е. равновесие по отдельному товару). Общее равновесие рассматривается как совокупность частичных равновесных состояний на каждом рынке товаров.

Механизм установления частичного равновесия предопределяется действием факторов спроса и предложения. Его целесообразно рассматривать с учетом временных интервалов:

  • в краткосрочном периоде;
  • в среднесрочном периоде;
  • в долгосрочном периоде.

На макроэкономическом уровне установление равновесия происходит в результате взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения, причем конфигурация соответствующих кривых ( AD — AS ) имеет более сложную форму.

Переходя к анализу непосредственно макроэкономического равновесия товарного рынка, необходимо учитывать следующие методологические принципы (положения):

Предположим, что производитель, действующий на товарном рынке, расширяет производство и продажи. Тогда он неизбежно обращается к рынку средств производства, рынку рабочей силы, рынку денег и ценных бумаг. При этом он может рассчитывать только на то количество оборудования, материалов, рабочей силы, которое можно приобрести на соответствующих рынках.

Напомним, что в рамках микроэкономического анализа рынок товаров рассматривался обособленно, т.е. исходя из предположения, что он не связан с другими рынками. Однако ясно, что предприниматель, действующий на микроуровне, одновременно является элементом всей рыночной системы, т.е. тем самым он вовлечен в макроэкономические процессы.

Во-вторых, для расширения производства товаров требуются инвестиции, получение которых возможно из различных источников (использование собственной прибыли, получение кредитов, эмиссия ценных бумаг).

На принятие решения об использовании прибыли или привлечении заемных средств влияет норма процента. Например, если ожидаемая предпринимателем норма прибыли по его проекту превышает норму банковского процента, то он будет заинтересован в осуществлении своих инвестиционных намерений. Аналогичные сопоставления проводятся и в случае с кредитованием и эмиссией ценных бумаг: чем выше норма процента (удорожание кредита и обслуживание обращения ценных бумаг), тем менее выгодными оказываются инвестиции.

В-третьих, по всем вариантам получения инвестиций логично сформулировать зависимость инвестиционного спроса от нормы процента i . При любых вариантах финансирования инвестиций действует правило: чем выше норма процента, тем ниже инвестиционный спрос, и наоборот. Данная зависимость изображается как кривая инвестиционного спроса (см. рис. 2).

предыдущаяследующая