Меню

Дополнительно


Полезные ссылки:

Кейнсианская концепция. Парадокс бережливости. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению. Мультипликатор автономных расходов

В рамках теории эффективного спроса Дж. М. Кейнс анализирует поведение потребителей (т.е. сколько они намерены тратить). Анализируя распределение располагаемого личного дохода на потребление и сбережение ( Y = C + S ), он пришел к выводу, что в обществе действует основной психологический закон: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растут доходы». Рост доходов побуждает людей делать сбережения, а рост сбережений приводит к снижению спроса и, как следствие, сокращению производства. Поэтому сбережения являются благом для каждого отдельного человека, но злом для национальной экономики в целом. В этом состоит «парадокс бережливости». Компенсацией снижения спроса на предметы потребления может служить только рост инвестиционного спроса, иначе неизбежны падение темпов роста национального дохода и рост безработицы.

Дж. М. Кейнс исследовал взаимосвязь между сбережениями и инвестициями и обратил внимание на то, что решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными экономическими агентами – домашними хозяйствами и фирмами (бизнесом) – и из разных побуждений, поэтому масштабы сбережений и инвестиций могут не совпадать. Так, нет никаких гарантий, что фирмы будут больше инвестировать, когда население станет больше сберегать. Усиление бережливости означает сокращение потребления, что скажется на будущих инвестициях: предприниматели не смогут расширять производство в условиях роста нереализованных товарных запасов. Ключевым фактором в процессах сбережения и инвестирования является норма процента. С одной стороны, процент может рассматриваться как вознаграждение за отказ от хранения богатства в его ликвидной (денежной) форме. В этом случае его размер зависит от предпочтения ликвидности (желания хранить сбережения в наличной форме). С другой стороны, он выступает индикатором целесообразности инвестирования, когда фирмы сопоставляют его величину с предельной эффективностью капитала (т.е. той нормой прибыли, которую ожидает получить предприниматель от дополнительных инвестиций). Ясно, что рост инвестиций происходит тогда, когда норма прибыли выше ставки процента.

Личный располагаемый доход домашние хозяйства расходуют на потребление (C) и на сбережение (S):

предыдущаяследующая