Меню

Дополнительно




Для справки

Макроэкономическое равновесие и изменения в реальном объеме производства и уровне цен. Эффект храповика

При неизменном совокупном спросе сдвиг кривой совокупного предложения вправо от AS0 до AS2 будет способствовать росту реального объема национального производства с Y0 до Y2 и — при неэластичности цен и заработной платы в сторону понижения — одновременному снижению уровня цен от P0 до P2 . Это свидетельствует о росте производственных возможностей экономики.

Центральная проблема макроэкономики — обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос (AD) был бы равен совокупному пред­ложению (AS). В реальности равенство объемов производства, совокупного предложения и совокупного спроса недостижимо, поэтому на практике стремятся к оптимальному (минимальному) неравенству, а не к идеальному состоянию их абсолютного равенства (бесконечное решение извечной задачи «квадратуры круга», т.е. постоянные усилия общества по сближению величин совокупного спроса и совокупного предложения).

Анализ модели «AD – AS» позволяет поставить много новых вопросов. При каких условиях кривая совокупного спроса будет пересекать кривую совокупного предложения на классическом отрезке, когда обеспечивается полное использование ресурсов? Какие принципы лежат в основе равновесия при неполной занятости (пересечение кривой AD и кривой AS на кейнсианском отрезке последней)? Что может сделать государство, чтобы преодолеть спады совокупного спроса и возникновение массовой безработицы?

Понимание сути главной проблемы макроэкономики по-новому ставит вопрос об экономических функциях и пределах возможностей рынка. Способен ли рынок, обнаруживший самодостаточность и эффективность на микроуровне, выполнить то же для макроэкономики, т.е. обеспечив микроравновесие (равенство спроса и предложения на микрорынке), обеспечить и макроравновесие (равенство совокупного спроса и совокупного предложения)? Или все-таки макроравновесие недостижимо без помощи извне, со стороны? В зависимости от ответа на этот вопрос экономисты размежевались на несколько групп (школ).

предыдущаяследующая